Лица: интервью с Виктором Шайтаром
Опубликовано 21.04.2016 в 14:05
В конце прошлого года наша команда по заказу компании Motul снимала рекламный ролик с победителем легендарной гонки «24 часа Ле-Мана» Викором Шайтаром в главной роли. В перерывах между съемками мы успели пообщаться с пилотом SMP Racing и взять у него интервью.



— Виктор, привет. Расскажи, как прошла финальная гонка сезона в Бахрейне?

— Поскольку на последнюю гонку мы приехали с преимуществом в 19 очков, то для победы в чемпионате нам было достаточно просто финишировать. Перед командой стояла задача не рисковать, а просто доехать до финиша и благополучно выиграть чемпионат. Что мы и сделали! Сложно говорить о наших шансах на победу в гонке, ведь на этой трассе и в этих условиях Porsche имела небольшое преимущество, но на подиум можно было рассчитывать. Но поскольку командой было принято решение исключить любые риски, мы спокойно финишировали на пятой позиции и выиграли чемпионат! В гонке я не испытывал никаких проблем и демонстрировал хорошую скорость.



— В 2015 году случилось уникальное для отечественного автоспорта событие — российская команда выиграла знаменитую гонку 24 часа Ле-Мана. Какие чувства ты испытывал, являясь непосредственным участником этого исторического момента?

— Конечно, это были самые сильные эмоции, которые я испытывал в своей жизни и гоночной карьере! Ле-Ман — это Ле-Ман. Эта гонка не похожа ни на какую другую. Пожалуй, для меня победа в этой знаменитой 24-часовой гонке куда важнее, чем победа во всем чемпионате. 24 часа Ле-Мана невероятно тяжелая гонка для всего и для всех. Для пилотов, для менеджеров, для механиков, для машин... В этой гонке на протяжении суток от первого и до последнего круга может произойти все что угодно. Ле-Ман постоянно держит в напряжении и требует максимальной концентрации, трезвого расчета и холодной головы. Несмотря на то, что за рулем я провел почти 10 часов, для меня гонка прошла замечательно. Я по-настоящему получал удовольствие от пилотирования. Всю гонку мы провели в первой тройке в своем классе и буквально за 45 минут до финиша сумели вырваться на лидирующую позицию. Это были самые тяжелые минуты, поскольку я прекрасно понимал весь груз ответственности. В тот момент я старался максимально беречь автомобиль.



— Сами по себе сутки без сна — это серьезное испытание для организма. А как удавалось в таком режиме еще и пилотировать автомобиль на протяжении нескольких часов?

— Лично я за все время гонки, даже проехав отведенные мне часы, не смог расслабиться. Я пытался поспать, но сказывалось колоссальное напряжение. Мне удалось поспать, наверное, часа полтора. Даже находясь в горизонтальном положении, пытаясь уснуть, я постоянно думал о том, как идут дела в гонке, нет ли у нас проблем и т. д. Когда на протяжении суток организм находится под действием адреналина, когда понимаешь, что твоя команда борется за высокие места и имеет все шансы на победу, то не чувствуешь особой усталости. Утомление приходит после финишного флага и окончания гонки. После Ле-Мана, вернувшись домой, я отсыпался два дня.



— Во время гонок команда — это сплочённый коллектив, единый организм. Общаешься ли ты с коллегами по цеху в повседневной жизни?

— Конечно, вне трассы мы поддерживаем отношения. С Андреа (Бертолини) мы живем в разных городах и странах, поэтому возможности общения несколько ограничены. С Алексеем Басовым мы знакомы с 2006 года и нормально общаемся, иногда заезжаем в гости друг к другу. Очень важно, чтобы между пилотами существовали хорошие человеческие отношения, ведь только благодаря совместным усилиям всех членов команды можно добиться успеха.



— Виктор, у тебя довольно оригинальный гоночный шлем. Насколько я знаю, с его ярко-желтой графикой связана некая история.

— Для меня это очень личный вопрос. У мен был близкий друг Андрей, который, к сожалению, разбился на мотоцикле. Так вышло, что я стал свидетелем этой аварии. Так вот Андрей ездил в шлеме с такой графикой и после случившегося трагического события я решил, что буду гоняться в шлеме с аналогичной расцветкой. Своего рода это мое посвящение погибшему другу, моя память. Для меня это очень важно. Я рад, что именно в этом шлеме я достиг всех своих самых важных побед.



— Есть ли у тебя кумиры среди профессиональных спортсменов, автогонщиков?

— У меня много кумиров, но два самых любимых — это Айртон Сенна и Михаэль Шумахер. Еще меня по-настоящему восхищал Колин Макрей. Из действующих пилотов я симпатизирую Льюису Хэмилтону. Я не беру в расчет его современный образ вне трассы, а говорю исключительно как о спортсмене. Еще меня очень вдохновляет Себастьен Лёб — человек, который может ездить быстро абсолютно на всем. Есть у меня еще один любимый российский пилот — это Кирилл Ладыгин. Он ассоциируется у меня Лёбом: Кирилл так же быстр в любом виде гонок, где бы себя не пробовал.



Расскажи, каким образом ты оказался в автомобильных гонках?

— Все началось с того, что в возрасте 13 лет вместе с отцом я оказался в одном автосервисе на базе спортклуба, где чинился его автомобиль. Там я услышал громкие незнакомые звуки, доносившиеся откуда-то неподалеку. Естественно, любопытство взяло верх и я пошел посмотреть, что же именно создает столько шума. Оказалось, что это был карт. Через два дня мы с отцом вернулись, и я впервые попробовал себя за рулем этой небольшой машинки. То был старый карт «макака» с двигателем от мотоцикла Минск и четырёхступенчатой КПП. Я был в таком шоке, что совершенно не слушал, как мне объясняли основы управления. В итоге свой первый заезд я проехал на первой передаче, не понимая, как включить вторую. Мой отец посмотрел на все это и расстроился. Сказал, что «это не твое и больше мы не поедем». Но мне каким-то чудом удалось его переубедить. Во второй раз я очень внимательно слушал инструкции, разобрался с передачами. И где-то через 3-4 тренировки мой первый тренер сказал, что получается неплохо. После этого закрутилось, понеслось. В картинге профессионально я выступал вплоть до 2008 года, став четырехкратным чемпионом Москвы, чемпионом Санкт-Петербурга и серебряным призером Чемпионата России 2001года. В 2002 году победил в российской Formula 1600, после чего выступал в этом классе в финском и немецком чемпионатах, а также добивался побед в гонках российских серий MitJet и Legends. Потом настал период, когда я перестал выступать. Фактически головой я понимал, что практически завязал с гонками и уже пробиться куда-то не получится. Постепенно перешел на тренерскую работу и этим стал зарабатывать себе на жизнь. Настоящим подарком судьбы для меня стал звонок Сергея Злобина, с которым мы были знакомы с 2005 года. Сергей рассказал мне о проекте SMP Racing и предложил поучаствовать в качестве пилота. Я, конечно, сомневался в своих возможностях, да и возраст приближался 30 годам, но Злобин настаивал, что нужно ехать. Его уверенность передалась мне и уже через пару дней после звонка, я был на тестах в Италии. На второй день тестов я показал рекорд трассы для этого автомобиля, что добавило уверенности в своих силах. Можно сказать, что это было мое возвращение в большой автомобильный спорт. Сейчас, когда уже удалось добиться определенных успехов, я думаю, что жизнь удивительная и непредсказуемая штука, порой дающая уникальные шансы начать все сначала.



— Какими качествами должен обладать профессиональный пилот, чтобы добиться успеха?

— Самое главное, быть самим собой, верить в себя и сохранять мотивацию. Делать все нужно искренне и с полной самоотдачей. В первой части своей гоночной карьеры я воспринимал победы и неудачи по-другому. Если я не побеждал в гонке, то для меня это была целая трагедия. Были переживания, депрессия. Потом я многое переосмыслил и понял, что даже проигрыш нужно воспринимать, как очередной опыт, как новый урок и следует извлекать из него только положительное. Как говорил великий боксер Мохаммед Али: «Всё время переживать из-за прошлых ошибок — самая грубая ошибка». Если чего-то очень долго хотеть и действительно жить этим, то все получится!



— Для профессионального автогонщика отличная спортивная форма — неотъемлемая составляющая успеха. Как выглядят твои тренировки?

— Это отдельная история. Моя обновленная карьера автогонщика неразрывно связана с персоной Сергея Злобина. По его инициативе и благодаря личному опыту я занялся боксом. Конечно, не профессионально, а для приведения себя в надлежащую спортсмену физическую форму. Бокс — это отличный фитнес. У нас с Сергеем были тяжелые тренировки, которые позволили мне за 5 месяцев похудеть на 13 кг. Могу сказать с уверенностью, что именно благодаря тренировкам сейчас я абсолютно не утомляюсь за рулем. Иногда кажется, что отведенные мне 2 часа времени на треке проходят слишком быстро. Я только успеваю разогреться, как пора заезжать в боксы. Поэтому я тренируюсь и буду продолжать дальше тренироваться вместе с Сергеем. Буду много работать и готовиться к новому гоночному сезону.



— Чем ты увлекаешься в свободное время?

— Я очень люблю электронную музыку и коллекционирую ее. Еще мне нравиться заниматься тюнингом автомобилей. Не глобальным, а скорее стайлингом. Постоянно что-то хочу заменить в своем автомобиле. Делаю это не для того, чтобы выделяться на дороге, а скорее для самовыражения. Очень люблю проводить время с дочерью и стараюсь уделять этому максимум времени.

Материал подготовлен Max Rise (http://www.maxrisegroup.ru/intervyu-s-viktorom-shaytarom/)